Отправлено: 09.07.07 12:09. Заголовок: ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ИСТОРИЮ? (Или любопытные исторические факты)
Историю толкают вперед романтики и идеалисты, по их крови шествуют прагматики и циники. Так было. Так есть. Так будет?
МЫ ВСЕ В ШКОЛЕ,А КТО И В ИНСТИТУТЕ УЧИЛИ ИСТОРИЮ. НО МНОГИЕ ФАКТЫ ПРОСКАКИВАЛИ МИМО НАШЕГО ВНИМАНИЯ. ТУТ Я ПРЕДЛАГАЮ ПУБЛИКОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛА, СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ НАС ИНТЕРЕСУЮТ И ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ,ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ МОМЕНТАМ. ВМЕСТЕ ИСКАТЬ ОТВЕТЫ НА НИХ.
Отправлено: 22.04.08 17:54. Заголовок: АННА ЯРОСЛАВНА-корол..
АННА ЯРОСЛАВНА-королева ФРАНЦИИ... АННА ЯРОСЛАВНА (около 1024 – не ранее 1075) – дочь в. кн. киевского Ярослава Мудрого, жена (1049–1060) французского короля Генриха I, правительница Франции на правах регентства при малолетнем сыне, короле Филиппе I. Получившая в детстве хорошее воспитание и образование при киевском княжем дворе, к юности она уже знала греческий и латынь, знала азы врачевания. По свидетельству французских хроник, «золотоволосая» дочь могущественного киевского правителя славилась красотой. В 1044 прослышавший об этом овдовевший французский король Генрих I (сын короля Роберта II Благочестивого (996–1031), считавшегося ученым-богословом) послал первое свадебное посольство в далекую Русь. Он получил отказ. Возможно, в то время Ярослав надеялся с помощью аналогичного брачного союза закрепить отношения с Германией.
Однако бездетному Генриху I был необходим наследник. Зная о молодости и красоте русской княжны он послал в 1049 для новых переговоров шалонского епископа Роже. Тот привез в подарок русскому князю боевые мечи, заморские сукна, драгоценные серебряные чаши и добился согласия. Помимо него, в посольстве присутствовал епископ города Мо, богослов Готье Савейер, который стал впоследствии учителем и духовником Анны.
14 мая 1049 Анна прибыла во Францию в Реймс, где традиционно проводились коронации в церкви Святого Креста, привезя туда из Киева собственное Евангелие. В этом поступке проявилась настойчивость будущей королевы: она отказалась присягать при возложении на ее голову золотой французской короны на латинской Библии и принесла клятву на славянской церковной рукописи. Париж Анна не сочла красивым городом. «В какую варварскую страну ты меня послал, – писала она отцу в родной Киев. – Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны». Однако ей было суждено стать королевой именно этой страны, где даже королевские придворные были неграмотными.
В 1053 Анна родила долгожданного наследника, тогда Филиппа (это имя стало с тех пор королевским именем во Франции). Следом ею были рождены Роберт (умер во младенчестве) и Гуго (ставший Гуго Великим, графом Верманду). Дети получили под надзором матери хорошее домашнее воспитание, и Филипп стал впоследствии одним из образованнейших правителей своего времени. Между тем, Анна стала по сути соправительницей мужа, Генриха I. Об этом говорят документы, скрепленные двумя подписями – короля и королевы. На государственных актах, на грамотах, дарующих льготы или жалующих вотчины монастырям и церквям, можно прочитать: «С согласия супруги моей Анны», «В присутствии королевы Анны». «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей. И с великою радостию слышим мы, что вы выполняете свои обязанности в этом очень христианском государстве с похвальным рвением и замечательным умом» – писал ей римский папа Николай II.
Когда в 1060 Генрих I умер, по его завещанию, Анна стала регентшей при малолетнем сыне короле Филиппе I, поселилась в Санлисе, небольшом замке близ Парижа, где основала костел и женский монастырь. Позже, при реконструкции костела на нем было воздвигнуто лепное изображение Анны Ярославны в полный рост с моделью воздвигнутого ею храма в руке: «Анна Русская, королева Франции, воздвигла этот собор в 1060».
В 1062 один из потомков Карла Великого, граф Рауль Крепи де Валуа, влюбился в королеву и «похитил ее, когда она охотилась в Санлисском лесу, увезя в свой замок как простую смертную». Местный священник в поместье графа обвенчал их. Однако Рауль был женат, и его жена Алинора пожаловалась римскому папе Александру II на неблаговидное поведение мужа. Тот объявил брак недействительным, но знатные молодожены пренебрегли этим. Есть и иная версия: граф развелся с Алиной, уличив жену в неверности после чего обвенчался с Анной. Так или иначе, Анна продолжала жить с Раулем в укрепленном замке Мондидье и в то же время управлять Францией вместе с сыном-королем. От этого времени сохранились хартии с подписями «Филипп и королева, мать его», «Анна, мать короля Филиппа». Примечательно, что Анна подписывалась все так же, кириллицей, реже – латинскими буквами.
В 1074 умер второй муж Анны, и она вновь вернулась ко двору, к государственным делам. Сын окружил мать вниманием. Младший ее сын женился на дочери графа Вермандуа. Женитьба помогла ему узаконить захват земель графа. Анне Ярославне жилось тоскливо: за прошедшие годы ушли из жизни оставленные в Киеве отец и мать, многие братья, умер епископ Готье. Последняя подписанная ею грамота относится к 1075.
Выбитая у подножия ее статуи в Санлиссе строка «Анна возвратилась на землю своих предков» дала основания историкам свидетельства ее попыток вернуться на Русь. По иным данным, Анна никуда не уезжала и дожила свой век при дворе сына Филиппа. По словам Н.К.Карамзина, «честолюбие, узы семейственные, привычка и вера католическая, ею принятая, удерживали сию королеву во Франции».
Швейцарские ученые нашли в штанах причину смерти Наполеона
Изучение штанов Бонапарта Наполеона может положить конец теории его отравления, сообщает ВВС.
Замер ширины талии императорских брюк свидетельствует о том, что перед смертью Наполеон сильно потерял в весе. Это позволило ученым из Швейцарии сделать вывод о том, что у него был рак.
Исследование было проведено врачами отделения анатомических патологий при университетском госпитале в Базеле совместно со специалистами Института медицинской истории в Университете Цюриха. Ученые очень внимательно изучили 12 штанов Наполеона, которые император носил в течение шести лет, пока жил в изгнании. У самых просторных брюк ширина талии достигала 110 сантиметров, у тех же, что император носил перед самой смертью, обхват талии не превышал 98 сантиметров. Результаты замеров медики сопоставили с прогрессией изменения веса и формы тела у больных раком. Оказалось, что за шесть месяцев исследований больные худели в среднем на 11-15 килограмм.
Что до мышьяка, обнаруженного в волосах императора, то его происхождение объясняется большой любовью императора к вину. В то время виноделы использовали этот яд как чистящее средство для бочек с вином.
Доктор Алессандро Лульи (Alessandro Lugli), проводивший исследование, которое было опубликовано в специализированном журнале American Review of Human Pathology, заявил журналистам, что другие объяснения смерти Наполеона, разумеется, имеют право на существование. Но при этом добавил: "Мы уверены, что посмертное вскрытие совершенно отчетливо свидетельствует в пользу рака желудка".
Напомним, что Наполеон скончался в возрасте 52 лет на острове Святой Елены в Южной Атлантике, куда был сослан после поражения при Ватерлоо. Его посмертное вскрытие показало, что он умер от рака желудка, однако позднее появилась версия о том, что его отравили мышьяком. Lenta.ru
Отправлено: 05.05.08 15:34. Заголовок: А вот еще одна древн..
А вот еще одна древность - Терракотовая Армия. Это захоронение по крайней мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей, обнаруженное рядом с гробницей китайского императора Циня Ши Хуан Ди, неподалёку от г. Сиань в 1974 году. Строительство этого мавзолея началось в 247 г. до н.э., потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников, и длилось 38 лет. В настоящее время раскопана только лишь незначительная часть захоронения. Заметьте, ни один воин не похож на другого!
…Войска 1-го Украинского фронта в результате длительной осады 7 мая полностью овладели городом и крепостью Бреславль (Бреслау). Гарнизон немецких войск… прекратил сопротивление, сложил оружие и сдался в плен… *** Войска 1-го Белорусского фронта севернее и северо-восточнее города Магдебург вышли к реке Эльба…
Загадки задает Сфинкс Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед высокой пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс - лев с человеческой головой.
В Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Высота ее более 20 метров, а длина - 57 метров. Но вот что поражает своей беспредельной загадочностью - в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Иероглифы донесли до нас не только имена строителей пирамид, но и степень их инженерного таланта. Известны имена умелых архитекторов, создавших заупокойные храмы фараонов. Но вот авторы Сфинкса науке неизвестны.
Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника - 'шепес анх', что означает 'живой образ'. Логического объяснения этому наука не нашла.
Еще позже гигантского Сфинкса египтяне вдруг стали отождествлять с богом Хармахисом. Рождается легенда, повествующая, что этот громадный хищник вечно бодрствует, охраняя покой пирамид. Ночью он видит лучше, чем днем. Порукой его силы является космос...
В другом мифе Сфинксу доверено следить за восходом Солнца и обращением планет. Приглядывать он обязан и за Сириусом. За все это ему следует приносить жертвы...
В эпоху Нового царства, то есть примерно с 1500 года до н. э., без всякой видимой причины зарождается новый культ Сфинкса. Лев с головой фараона стал наиболее часто встречаемым образом в египетском искусстве. Две небольшие скульптуры, относящиеся к эпохе Аменхотепа III, украшают с 1832 года набережную державной Невы у Академии художеств в Петербурге...
В ту же эпоху образ загадочного Сфинкса начал пересекать границы Египта. В древности боги и полубоги вольно кочевали от одного народа к другому. Так, римляне из своих военных походов завезли в Европу малоазиатскую Астарту, не говоря уже о богатом пантеоне древнегреческих богов и богинь. Что касается греков, то им очень понравился египетский Сфинкс. Он вошел во множество сказаний, сказок и легенд Эллады, правда, в трансформированных видах.
Первоначально египетский Сфинкс в древнегреческих мифах и сказках сохранил черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Если их было мало, он подходил к городским воротам и чудовищным рыком требовал жертв. Народной фантазией он был сделан родным братом Лорнейской гидры, Цербера, Немейского льва и других страшилищ.
Однако в классический свод античных легенд он вошел в ином образе - стал крылатым чудовищем с головой женщины, а назывался Сфинго. Обитала эта крылатая львица близ Фив и душила проходящих путников, которые не могли ответить на загадку: 'Кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?'
Грек Эдип, проходивший мимо скалы, где восседала кровожадная женщина-Сфинкс, выслушал коварный вопрос и спокойно ответил, что знает разгадку с детства. По одному варианту легенды он узнал ответ у бродячего сказочника, а по другому - от речных муз. Так или иначе, но Эдип ответил правильно. Речь шла о человеке в разном возрасте - в младенчестве, зрелом состоянии и старости, когда он опирается на костыль. От досады Сфинго бросилась со скалы и разбилась. Кстати, такой исход предсказали боги Олимпа. За освобождение от зловещего Сфинкса греки сделали Эдипа царем Фив.
Он спрыгивал и уходил в пустыню
Теперь обратимся к запискам Геродота о Египте. Отец истории в 445 году до н. э. поведал о малейших деталях великих пирамид и причислил их к первым чудесам света. Он написал, сколько времени возводились гигантские пирамидальные горы фараонов и сколько рабов трудились над камнями. Он скрупулезно перечислил, сколько им доставляли чеснока, редьки, сухих лепешек. Но в своей 'Истории', в которой записал 'все, что видел и слышал в Египте', грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом. Но ведь Геродот не был слепцом, как Гомер! Не мог же не заметить гигантского льва перед пирамидами? Тем не менее, он его не увидел!
До Геродота в Египте набирался мудрости Гекатей Милетский, а после него - Гекатей Абдерский и знаметый географ и путешественник Страбон. Их записки обстоятельны, но Сфинкса и они почему-то не упоминают. Заговор молчания? Но ведь в греческом эпосе тогда уже были мифы о Сфинксе! В чем же дело?
Загадка становится еще более мистической, если вспомнить, что египетские чиновники - слуги фараонов дотошно записывали все расходы, связанные со строительством пирамид и культовых построек, учитывали трудодни, вес камней и длину дорог к долине пирамид. Так вот - ни одного хозяйственного документа эпохи возведения больших пирамид, относящегося к Сфинксу, археологами не найдено. Случайность ли это? Или тут что-то другое?
Ответ между тем находится в труде римского натуралиста Плиния Старшего 'Естественная история'. Он в повествовательном тоне сообщает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с Запада из пустыни. В очередной раз! Сколько же их было?
Выходит, Геродот, Страбон и другие греки просто не видели Сфинкса своими глазами. Он был под слоем песка.
Загадка отчасти разъясняется и в старых легендах, распространенных сперва среди египтян, а затем и арабов. Сфинкс - живое существо, полубог, страж порядка. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей, например их раздоры, войны, грабительские набеги на соседние племена или еретические увлечения чужими идолами,- он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок...
Действительная суть загадки в том, что огромная скульптура время от времени покрывается песком выше головы. Но происходит это на том месте, где она возведена. Пески из жаркой Ливии несутся огромной массой и в наши дни. Раньше не умели возводить барьеры, лесные полосы, как сейчас, и Сфинкса, когда египтяне о нем вдруг вспоминали, приходилось откапывать деревянными лопатами.
В конце прошлого века в Египте была найдена стела, текст которой составлен в XV веке до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. И скульптуру в очередной раз откапывали, потратив на это почти год...
В XII веке до н. э. после освобождения долины Нила от очередных завоевателей скульптуру снова откопали. И с этого времени начина-ется целая эпоха в искусстве Дре-внего Египта, связанная с изго-товлением тысяч и тысяч малень-ких каменных львов с головой человека - от талисманов для ношения на гру-ди до размеров живого африканского льва. Ги-гантов не дела-ли. У храма царицы Хатшеп-сут египтяне возвели целую аллею гранитных сфинксов. И такие аллеи затем устраивались у заупокойных храмов всех последующих фараонов.
В последнее время обнаружились сведения, что большого Сфинкса откапывали из песка при воцарении в Египте династии Птоломеев, затем при римских императорах и арабских правителях в долине Нила. После продолжительных песчаных бурь приходится очищать памятник и в наши дни, хотя сейчас песка и меньше, чем раньше.
Кстати, именно очистные работы помогли сотрудникам департамента древностей АРЕ сделать поразительное открытие. Бульдозер между Сфинксом и пирамидой Хефрена случайно вскрыл следы городского поселения - одного из самых первых в Египте. Во времена, предшествующие великим фараонам, его жители чем-то разгневали своего царя, и он приказал сравнять его с землей. Следы города настолько размыты временем и людьми, что происхождение его определить пока трудно. Ясно одно: он намного старше пирамид.
Уже первые сопоставления всех этих явлений, фактов, исторических записей и легенд заставили ученых усомниться в устоявшемся мнении, будто Сфинкс был возведен в эпоху Джосера, Хефрена и Хеопса.
Чем болен египетский Сфинкс?
Наполеон Бонапарт, а до него арабские мудрецы, пораженные видом Сфинкса на фоне величественных пирамид, высказали мысль о том, что камни, обработанные руками древних египтян, неподвластны времени. Да, тысячелетия пощадили эти памятники. Но повредили их сами люди. Облицовку со ступенчатых пирамид содрали арабские халифы для своих дворцов. Один из правителей Египта приказал отбить нос у Сфинкса. В начале XVIII века другой самодур обстрелял лицо скульптуры из пушек. Наполеоновские солдаты палили в глаза Сфинкса из ружей. Английские лорды отбили каменную бороду и увезли в Британский музей...
В наши дни в поры статуи проникает едкий дым каирских заводов по обжигу извести. Разъедают камни и выхлопы автомобильных моторов. Сфинкс ныне явно болеет.
В 1990 году собрался консилиум специалистов из Египта, США, Франции, ФРГ. Команда состояла из геологов, химиков, экологов, реставраторов древностей. Сама идея такого комплексного обследования возникла после того, как в летнюю ночь 1988 года от шеи Сфинкса откололся и с грохотом упал вниз большой каменный кусок. Его потом взвесили и ужаснулись - целых 350 кг! После этого и возникло беспокойство у ЮНЕСКО.
Рядом с памятником установили походную лабораторию с различными анализаторами и мощной ЭВМ. Французы начали работу с того, что ультразвуковыми излучателями просканировали поврежденную голову. Внутри оказались опасные трещины. Немецкий профессор Ф. Пройсер обнаружил следы ремонта 1966 года - внешние трещины на шее, заделанные плохим цементом, склонным к быстрой эрозии. Американцы опечалились состоянием лап Сфинкса.
Какие же выводы сделал консилиум? Мнение специалистов таково: для спасения скульптуры от разрушения нужны сотни миллионов долларов, а на первое время следует закрыть памятник пластмассовым колпаком и запретить приближаться к нему туристическим автобусам. За XX век он поврежден больше, чем за предыдущие 4000 лет...
Сделав такое заключение, члены консилиума разъехались по домам. Деньги раздобыть не смогли. Египтяне принялись за реставрацию собственными силами. Большие трещины заделали новыми синтетическими составами, укрепили пьедестал, нашли и поставили на место упавшие фрагменты. От англичан потребовали немедленно вернуть бороду и поставить ее на место, чтобы укрепить 900-тонную голову Сфинкса.
Аварийное состояние и начавшийся ремонт древней скульптуры вызвали новый интерес науки к загадкам Сфинкса. Появились неожиданные и подчас скороспелые гипотезы. Но без них, как известно, нельзя. Согласно одной из них, ритуальная суть Сфинкса - быть стражем некрополя, основанного еще до возведения больших пирамид. Следы такого некрополя найдены, но не исследованы из-за отсутствия ассигнований. Затем родилось предположение, что фараонскую бородку к голове приделали при Рамзесах, чтобы придать округлым неегипетским чертам лица сходство с фараонами XIX династии. И еще: выдвинуто предположение, что в глубокой древности каменный лев был окрашен охрой, а это значит: он был возведен до пришествия египтян в долину Нила. Оспаривать наличие охры на статуе никто не стал, а вот о возрасте скульптуры разгорелась дискуссия...
Тем временем египетское министерство культуры составило генеральный план реставрации Сфинкса, рассчитанный на десять лет. Когда некоторые туристические фирмы выделили средства на ремонт, их решили затратить на защиту постамента от солоноватых подпочвенных вод. Пригласили группу зарубежных гидрологов и геологов. И тут началась новая мистерия Сфинкса...
Он - современник Атлантиды
Примерно за год до прибытия в Египет гидрологов к фундаменту скульптуры подъехала кавалькада оранжевых автофургонов. Из машин быстро высыпались люди в солнцезащитных очках, тропических шлемах и комбинезонах с иероглифами на спине. Правда, это были японские буквы. Токийские археологи во главе с профессором С. Иошимура просветили эхолокаторами массив пирамиды Хеопса, после чего решили обследовать камни Сфинкса. И уже через три дня японцы пришли к ошарашивающему выводу: 'Камни скульптуры древнее блоков пирамиды'. Оговоримся: японские специалисты имели в виду не геологический возраст породы, из которой сделан лев с лицом человека, а возраст скульптуры, то есть время обработки природного камня.
Затем токийские ученые объявили вторую сенсацию: электронная аппаратура под левой лапой каменного изваяния обнаружила узкий туннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше его проследить невозможно. Профессор С. Иошимура пообещал создать новое устройство специально для исследования этого сооружения. Так получили подтверждение слухи, давно ходившие среди арабов, утверждавших, что под Сфинксом есть прокопанный египтянами туннель, по которому можно было пустить воду при попытке ограбления погребальной камеры в пирамиде Хефрена...
Через некоторое время у пьедестала древнего льва расположилась команда гидрологов. И новая сенсация: у основания пьедестала обнаружены следы эрозии от большого потока воды. Как только это сообщение было опубликовано в вашингтонском вестнике по исследованиям природы новыми методами, в прессе появилось заявление, будто раньше Нил был шире и обтекал скалу, из которой вырубили бесконечно загадочного Сфинкса.
Как же так? Ведь кругом пустыня! Какой тут Нил?
'Скорее всего тут следы не Нила, а потопа',- предположили гидрологи, - 'могучего разлива воды. И шел он с севера на юг. Это был не разлив Нила, а библейская катастрофа!' После анализов и консультаций с геофизиками названа вероятная дата потопа: восемь тысяч лет до н. э.!
Англичане, повторив анализ, отодвинули эту дату до двенадцати тысяч лет в глубь веков, и отметили, что следы водной эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой зиждется Сфинкс. Французские археологи подметили: датировка египетского потопа совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды по Платону...
Нет, ничто не ново под луной. Еще в XII веке европейцы познакомились с арабской легендой, согласно которой пирамиды были построены для спасения египтян во время потопа, а Сфинкс был сооружен, чтобы заблаговременно предупреждать людей о возможности катастрофы. Не случайно его глаза не только мудры, но и вечно насторожены... И еще... Сфинкс имеет третий глаз, направленный в Космос!
Мистический Сфинкс несколько тысячелетий смотрит на восход вечного светила. Но он не молчит. Он продолжает задавать загадки и ждет Эдипа следующего века.
Женщина Востока – нечто совсем иное. Ей нужны вы, только вы. Она понимает все ваши чаяния и стремления. Если не понимает, то делает вид. Ей очевиден ваш масштаб: вы гений, вам все завидуют, вас затирают. Начальник – идиот, соперник – ничтожество, подчиненные – кретины. Один вы рахатлукум, мармелад, нуга. «Пэрсик, слюшай!» На Востоке этот женский тип воспитывался долгим домашним насилием плюс целая огромная культура, довольно полно представленная в «Тысяче и одной ночи». Вот царь Шахрияр, у которого была невинная, по восточным меркам, прихоть: он приглашал на ночь девственниц и реализовывал право первой ночи, она же и последняя. Потому что наутро – вне зависимости от того, понравилось ему или нет, – избранница обезглавливалась. из журнала Крестьянка
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет